Домский Собор в Риге ведет свою историю еще задолго до своего появления. На месте нынешнего кафедрального собора стояла построенная епископом Альбертом Домская церковь. Однако, стало понятно, что для такого могущественного города как Рига нужен более представительный собор, который своим видом поражал бы приезжих, свидетельствуя о могуществе епископа и о достигнутых им в Ливонии успехах. С торжественной церемонии освящения места строительства новой церкви в 1211 году началась история нынешнего собора. Вновь отстроенный собор решили назвать в честь святой Марии, которой епископ Альберт посвятил завоевания прибалтийских земель. В процессе строительства дважды менялась концепция пространственного построения собора (предположительно 3-е десятилетие XIII в. - зальный вариант; последняя четверть XIII в.-начало XIV в. - базиликальный), вместо белого камня стал использоваться кирпич. В монастырском комплексе без существенных изменений сохранился двухнефный зал капитула и обходная галерея клуатра (2-я четверть XIII века). Тектонической строгостью и тщательностью исполнения деталей собор близок к сооружениям цистерцианцев, белокаменный декор (северный портал, капители и консоли в зале капитула, в клуатре и в интерьере) родствен произведениям рейнской школы и отличается переплетением плоскостных позднероманских и горельефных раннеготических растительных и антропоморфных орнаментальных мотивов. Самобытна композиция декоративного заполнения треугольного щипца восточного трансепта, создающая образ иерархического строения мира. В период развитой и поздней готики в XIV и XV вв. Домская церковь пострадала и во время большого пожара 1547 года. Впоследствии она была реконструирована и расширена. Свой нынешний вид собор приобрел лишь в конце 18 века, после ряда перестроек. В нем представлены архитектурные стили почти всех прошедших со дня его основания культурно-исторических эпох.
Постепенно интерьер церкви обогатился художественными ценностями. В конце 16 столетия в ней был установлен орган. Его создатель - органный мастер И. Рааб украсил его своеобразной резьбой по дереву в виде фантастических животных, ангелов, цветочных гирлянд. В верхней части органного проспекта нашлось даже место для скульптурных портретов “отцов города” - членов рижского магистрата. В 17 и 18 веках другие резчики по дереву дополнили художественное оформление органного проспекта довольно тяжеловесным орнаментом, по форме напоминающим вьющиеся диковинные растения. Все эти украшения сохранились и после того, как в 1883-1884 годах старый орган был заменен новым, обладавшим благодаря большому количеству труб, более мощным и богатым звучанием.
В 1641 году в церкви поставили новую кафедру в стиле барокко, работы скульптора-резчика Т. Гейнца. В 17 столетии резьбой по дереву украсили свои места в церкви и братство Черноголовых, установив барьер с ритмично чередующимися статуями и горельефами своего патрона - святого Маврикия. Окончательно свои барочные очертания 90- метровая башня приобрела в 1766 г.
В соборе находится орган - один из крупнейших в мире. Он был построен в 80-е годы XIX века. Специальные произведения для органа Домского собора писал Ференц Лист.
Современынй вид Домская площадь приобрела в 1935 году. Были снесены малоценные постройки вокург Собора, и образовалась просторная площадь. Здесь часто проводятся ярмарки, концерты и другие мероприятия. |